На главную страницу Написать нам Добавить сайт в избранное
На главную страницу
На главную страницу
рус eng
РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ АПТЕЧНЫХ СЕТЕЙ
НОВОСТИ
ПРЕСС-ЦЕНТР
КОНСУЛЬТАЦИИ
КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ОПРОСЫ
РЕЙТИНГИ
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ВАШЕ МНЕНИЕ
найти

Исполнительный директор РААС о новом механизме маркировки лекарственных препаратов

Производители лекарств бьют тревогу. Пять крупнейших фармацевтических компаний направили обращение спикеру Госдумы Вячеславу Володину и вице-премьеру Татьяне Голиковой, призывая не вводить криптозащиту маркировки лекарств. По их мнению, эта мера может привести к существенному росту цен на медикаменты из-за дополнительных расходов, более того, она чревата международной изоляцией всей фармацевтической индустрии РФ.

Ранее в Госдуме прошли парламентские чтения по теме маркировки, на которых заместитель руководителя ФНС России Андрей Батуркин сообщил: решение о введение криптозащиты — требование ФСБ. По его словам, спецслужбы считают, что «отсутствие криптозащиты позволяет использовать изъяны в системе маркировки и продавать нелегитимный товар».  

Давний эксперимент

Глава Минздрава Вероника Скворцова подтвердила в ходе правительственного часа: криптозащита маркировки препаратов действительно может сказаться на их конечной стоимости. При этом конкретных цифр министр не назвала. Эксперимент по маркировке лекарств идёт с февраля 2017 года — по тем правилам, которые вводились год назад, когда Минздрав прогнозировал повышение цен на 30–55 копеек за упаковку, заметила Скворцова. Тогда, по её словам, не был учтён новый механизм, который устанавливает правительство — по дополнительной криптозащите кодов, с тем, «чтобы можно было по этой системе существовать не только онлайн, но и оффлайн».

Объём российского фармацевтического рынка в 2017 году составил более 1,6 трлн рублей — на 8% выше показателей 2016 года. Проблемой остаётся присутствующий на нём фальсификат и контрафакт. По словам Скворцовой, «наиболее эффективным механизмом борьбы с некачественной продукцией» становится система маркировки. Глава Росздравнадзора Михаил Мурашко подтвердил на слушаниях в Госдуме, что эксперимент уже дал свои плоды, позволив выявить поддельные лекарства на внушительную сумму — более 500 млн рублей только на двух препаратах. Причём наиболее высокая доля контрафакта наблюдается в сегменте дешёвых лекарств — по данным Михаила Мурашко, около 65%.

Маркировка всех выпускаемых лекарственных препаратов двухмерным штриховым кодом становится обязательной с 1 января 2020 года. Как утверждают авторы письма к Вячеславу Володину и Татьяне Голиковой, предложение изменить систему маркировки и добавить в неё механизм криптозащиты (производители назвали его «криптохвостом») правительство сделало «спустя полтора года после начала эксперимента и осуществления производителями значительных инвестиций в закупку необходимого оборудования». Это значит, что код для каждой пачки лекарств будет генерировать не сам производитель, а специальное программное обеспечение, поставляемое Центром развития перспективных технологий — ЦРПТ.

Услуга будет платной

В письме отмечается, что нововведения полностью противоречат действующей концепции эксперимента и кардинально изменяют весь проект, включая сроки и условия его внедрения.

Они, по мнению фармацевтов, чреваты снижением экспортного потенциала России, существенным ростом цен на лекарственные препараты и снижением их доступности для населения. Исполнительный директор AIPM («Ассоциации международных фармпроизводителей») Владимир Шипков, подписавший обращение, рассказал РБК, что сейчас в эксперименте используется формат кода Data Matrix, без дополнительной криптозащиты. Так код применяется в Евросоюзе и устраивает большинство российских производителей. «Нас, как производителей, тот же руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Михаил Мурашко заверял, что этот код позволяет обеспечить необходимую защиту», — сообщил Шипков. 

Причём, напомнил он, изначально, когда речь шла о криптозащите, предполагалось, что это будет обеспечено на безвозмездной основе. «Но в дальнейшем стало ясно, что эта услуга будет платной, примерно по 50 копеек за один код на одну упаковку», — заметил исполнительный директор AIPM.

В самом ЦРПТ уверяют, что участники рынка не понесут дополнительных расходов, и что требования по криптозащите никак не скажутся на сроках внедрения маркировки. В компании сообщили, что она инвестирует в проект более 10 млрд рублей, и от производителей не потребуется дополнительных затрат на оборудование.   

Нелли Игнатьева, исполнительный директор ассоциации аптечных сетей:

Криптокод вводится как дополнительный механизм контроля за оборотом лекарств в режиме онлайн. Так объясняют эту инициативу нашему фармацевтическому сообществу её идеологи. Но производители утверждают, что это вызовет дополнительные затраты, и вопрос вполне логичен. Вообще, всё, что предлагается изначально, почти всегда преследует благие намерения. Другое дело — реализация, которая порой оказывается отнюдь не благом. У любой медали есть две стороны. Криптокод — это дополнение к QR-коду, который служит дополнительным механизмом контроля за оборотом лекарственных средств. Конечно же, мы рассматриваем криптокод как одно из предложений в сфере регулирования рынка.

Александр Саверский, президент общероссийской общественной организации «Лига защитников пациентов»:

История с маркировкой — она какая-то такая немножко мутная. Обсуждается уже лет двадцать наверху, принимает разные формы: то Ростех этим занимается, то Минфин, то налоговая полиция. Истинным движком этого проекта остается один вопрос: откуда на вторичном рынке всплывают уже проданные лекарства, причём, как правило, очень дорогие — от онкологии или от других серьёзных заболеваний, которые могут стоить миллион за упаковку? Получается, что в проекте заинтересованы, прежде всего, те, кто хочет защитить свой бизнес от перепродаж. Видимо, некоторые пациенты, оказавшись в определённой жизненной ситуации, продают свои же лекарства ради денег. Где-то на тендере вдруг всплывает лекарство с демпинговой ценой, уже однажды проданное. Производитель это видит и понимает, что терпит убыток, других внятных причин появления маркировки нет. Криптозащита вводится только для того, чтобы выявлять торговлю препаратом на вторичном рынке без лицензии. То, что маркировка повлияет на цену, сомнений никаких нет, поскольку это мероприятие не очень дешёвое.        

Источник: News.ru

архив пресс-центра

Наш телефон
(495) 797-90-36 inforaas@mail.ru

Являемся членами ТПП РФ Платиновая унция

Об ассоциации / Участники / Проекты / Документы / Наш клуб / Как стать участником / Инспекторат

Copyright 2005 “РААС”. Все права защищены

Сайт разработан
www.PROREKLAMY.ru